ЦБ обеспокоен риском быстрого роста потребительского кредитования.
По мнению Эльвиры Набиуллиной, это может затормозить процесс снижения инфляции. Регулятор опять готов принять меры для охлаждения рынка, как делал до кризиса. Однако банкиры считают, что для этого нет оснований.
«Люди приспосабливаются к ситуации»
Беспокойство регулятора риском быстрого роста рынка потребкредитования высказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина на форуме в Сочи «Банки России — XXI век».
«Нас беспокоит риск быстрого роста потребительского кредитования. В августе кредиты населению выросли больше, чем кредиты предприятиям. Такая структура прироста кредитов имеет проинфляционный характер», — заявила Набиуллина. Если учесть, что ничего страшнее роста инфляции для регулятора нет, это очень важные слова. В своем выступлении глава ЦБ в очередной раз отметила, что в банковской системе может возникнуть структурный профицит ликвидности. В августе темпы кредитования населения росли быстрее, чем кредиты предприятиям, — на 0,8% и 0,2% с учетом и без учета валютной переоценки соответственно.
Нас беспокоит риск быстрого роста потребительского кредитования. В августе кредиты населению выросли больше, чем кредиты предприятиям. Такая структура прироста кредитов имеет проинфляционный характер.
Эльвира Набиуллина, председатель Банка России
По словам председателя Банка России, регулятор готов принять определенные меры по охлаждению рынка необеспеченного потребительского кредитования, но конкретную информацию она не озвучила. «Мы сейчас обсуждаем этот вопрос (введения мер. — Прим. ред.), но пока делать выводы рано», — сказала Набиуллина. Напомним, что подобные меры уже вводились в первой половине 2013 года, но тогда спада в экономике не наблюдалось.
Действительно, в 2012 году рынок потребительского кредитования вырос на 53%, что также вызывало беспокойство регулятора. С 1 июля 2013 года Банк России ввел повышенные коэффициенты риска при расчете Н1 в зависимости от размера полной стоимости кредитов (ПСК). Для необеспеченных розничных ссуд с ПСК 25—35% коэффициент составил 1,1, по самым дорогим потребительским кредитам с ПСК более 60% коэффициент был установлен на уровне 2. В результате в 2013 году темпы роста потребкредитования удалось снизить до 31,3%, в 2014-м — до 8,9%. Впрочем, в 2014 году за дело уже взялся экономический кризис.
Банкиры признают: на фоне некоторой стабилизации экономической ситуации рынок розничного кредитования в России потихоньку восстанавливается. По данным ЦБ РФ, за семь месяцев текущего года банки оформили кредитов физическим лицам на общую сумму 3,87 трлн рублей.
В Сбербанке за первые семь месяцев 2016 года было выдано потребительских кредитов на сумму свыше 420 млрд рублей — это более чем в 1,5 раза превышает выдачи за аналогичный период 2015 года. На 1 августа объем выданных Сбербанком кредитов составил 1,38 трлн рублей.
В ВТБ 24 отмечают, что кредитный портфель превысил докризисный уровень: за первое полугодие 2016 года банк выдал кредитов физлицам на 507 млрд рублей. «Драйверами рынка в этом году выступают потребительские кредиты и ипотека», — поясняет член правления, директор финансового департамента ВТБ 24 Александр Меленкин. Рост активности клиентов он объясняет множеством факторов. В первую группу входят общие факторы состояния экономики, влияющие на рынок кредитов наличными. Они же, по мнению Меленкина, становятся предпосылками для появления второй группы факторов, формируемых самими участниками рынка. «Очевидно, что люди приспосабливаются к ситуации и реализуют отложенный спрос на отпуск, ремонт, строительство и другие нужды, которые накопились за последние полтора-два года», — говорит Меленкин.
Тенденцию к росту спроса на потребительское кредитование в массовом сегменте заемщиков наблюдает и банк «Русский Стандарт». «В начале лета мы выдавали порядка 800 миллионов рублей POS-кредитов, а сейчас мы выдаем более миллиарда рублей POS-кредитов в месяц. И планируем рост до конца года», — сообщили в кредитной организации.
«Потребительское кредитование показало существенный рост. За первые восемь месяцев 2015 года было выдано 15 миллиардов рублей в виде потребительских кредитов. В 2016 году продажи выросли в два раза и превысили 30 миллиардов рублей за тот же отрезок времени», — рассказал директор департамента кредитных продуктов банка «Восточный» Алексей Крейтор.
За восемь месяцев 2016 года Локо-Банк выдал кредитов наличными на общую сумму 4,2 млрд рублей, что практически в два раза превышает объем выдач за весь 2015 год, сообщила начальник управления продуктов розничного бизнеса Локо-Банка Наталья Павлунина.
Бума нет
Впрочем, говорить о буме или даже серьезном росте спроса на потребительские кредиты банкиры пока не торопятся. «Рынок далек от уровня 2014 года. Например, объем выдач кредитов наличными за восемь месяцев текущего года на 40% ниже этого показателя за аналогичный период 2014 года», — уверяет вице-президент, финансовый директор Почта Банка Наталия Строкун. Кредитный портфель Почта Банка растет (92,7 млрд рублей на 31 августа 2016 года, +47% за год). Но основная причина его роста — значительное увеличение физического присутствия, говорит Строкун. С начала марта банк открыл около 1 200 клиентских центров в почтовых отделениях.
Банки сохраняют фокус на качество портфеля. В этой ситуации мы не видим необходимости в дополнительных мерах по охлаждению рынка.
Хоум Кредит Банк
В Хоум Кредит Банке, заявившем недавно о возобновлении кредитования «уличных» клиентов, сказали, что объемы новых выдач не превышают объемов погашения ранее взятых обязательств. В финансовом учреждении ожидают, что во втором полугодии темпы снижения кредитного портфеля замедлятся. «Большинство розничных банков серьезно улучшили системы оценки риска потенциальных заемщиков. Банки сохраняют фокус на качестве портфеля. В этой ситуации мы не видим необходимости в дополнительных мерах по охлаждению рынка», — поясняют в Хоум Кредит Банке.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), летом 2016 года по сравнению с аналогичным показателем 2015-го выдача кредитов на покупку потребительских товаров увеличилась в денежном выражении на 19,8%, кредитных карт — на 48,8%, автокредитов — на 12,2%, а ипотеки — на 33,2%. Помимо удорожания кредитов из-за инфляции, росли цены на товары, приобретаемые в кредит, в НБКИ объясняют это эффектом низкой базы 2015 года, когда темпы розничного кредитования снизились до рекордных значений. «При этом ни один из сегментов розничного кредитования так и не вышел на докризисный уровень лета 2014 года», — говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. Согласно статистике кредитного бюро, по сравнению с летом 2014 года за три летних месяца 2016-го было выдано меньше кредитов: на покупку потребительских товаров — на 38%, кредитных карт — на 41,8%, автокредитов — на 28,4%, ипотечных кредитов — на 38,2%.
Пойдет ли ЦБ на крайние меры
Серьезных инфляционных угроз от оживления рынка потребительского кредитования эксперты не видят. Так, Алексей Крейтор из банка «Восточный» акцентировал внимание на том, что увеличение объема выдач кредитов банком вызвано не бесконтрольным ослаблением рисковых политик, а развитием продуктовой линейки, процессов продаж и сети.
«Поскольку ситуация на кредитном рынке сейчас очень далека от кредитного бума прошлых лет (4—6 лет тому назад), говорить стоит скорее о его оживлении или восстановлении. В этих условиях о серьезных инфляционных угрозах говорить достаточно сложно», — считает Алексей Волков.
По мнению заместителя директора аналитического департамента «Альпари» Анны Кокоревой, в текущей экономической ситуации, с учетом высокой ключевой ставки, рост потребительского кредитования вряд ли может существенно повлиять на инфляцию: «Рост не такой существенный. Граждане берут кредиты на бытовые нужды в связи с дефицитом собственных наличных средств под высокий процент». Впрочем, она не исключает, что когда кредиты станут дешевыми, резкое увеличение спроса на них действительно может повлиять на уровень инфляции.
Если это произойдет, у регулятора будет не так много инструментов воздействия, признают аналитики. Как считает риск-менеджер Киви Банка Рамиль Шарапов, один из вариантов — усилить надзор Банка России в области необеспеченного кредитования. А именно: заставить формировать повышенные резервы, ввести ряд ограничений на другие виды операций, намекая, что темпы кредитования надо уменьшить.
Высокий риск инфляционных потрясений, как обычно бывает осенью и риск увеличения кредитной нагрузки населения, могут привести к невозвратам кредитов.
Рамиль Шарапов, риск-менеджер Киви Банка
«Другой сценарий — насильно забрать ликвидность как повышенными сборами в фонд обязательных резервов, так и изъятием через различные инструменты ДКП. Уместно ли делать это сейчас? Думаю, да. Высокий риск инфляционных потрясений, как обычно бывает осенью, и риск увеличения кредитной нагрузки населения могут привести к невозвратам кредитов», — рассуждает Шарапов.
Директор «БКС Ультима» Станислав Новиков полагает, что регулятор опасается роста просроченной задолженности и убытков у банков, что может привести к нестабильности банковской системы. «ЦБ как банковский регулятор действительно может влиять на кредитную политику банков, корректируя требования к резервам по кредитам физическим лицам, устанавливая ограничения на размер ПСК по кредитам физическим лицам и требования к оценкам ссуд физлицам. Ужесточение требований приводит к замедлению темпов роста потребительского кредитования или к их падению», — поясняет он.
Правда, сдерживание потребительского кредитования может отрицательно повлиять на ситуацию в банковском секторе и в целом на экономику страны. «Чтобы ограничить кредитование, ЦБ РФ может повысить нормы резервирования для банков, но они и так достаточно высокие, или увеличить ставку. И та и другая мера негативно скажутся на деятельности банковского сектора. Поэтому вряд ли ЦБ будет как-то влиять на потребительское кредитование на данном этапе», — заключает Анна Кокорева.
Источник: Banki.ru